Космический аппарат «Розетта» сфотографировал обломок легендарной планеты Фаэтон?

0:00 13 липня 2010
«Розетте» предстоит впервые в мире совершить посадку на комету, открытую киевскими астрономами Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко

В минувшую субботу «космический бродяга» — американский аппарат «Розетта» (он уже шесть лет «путешествует» по Солнечной системе) сфотографировал крупный, длиной 137 километров, астероид Лютеция.

- Я не могу оторваться от экрана компьютера, рассматривая эти уникальные фотографии, — заявил «ФАКТАМ» известный украинский астроном, член-коррес-пондент НАН Украины профессор Клим Чурюмов.  — На снимках видно, что края Лютеции как бы сколоты. Напрашивается версия, что это один из осколков легендарной десятой планеты Солнечной системы Фаэтон. На ее месте сейчас находится пояс астероидов. Там, между Марсом и Юпитером, «Розетта» и сфотографировала Лютецию.

Важно, что космический корабль вышел именно в ту точку, где он должен находиться согласно расчетам. Значит, пока полет проходит по плану. Теперь оборудование аппарата перешло в спящий режим и «проснется» через четыре года, когда приблизится к главной цели полета — комете Чурюмова-Герасименко. Вначале корабль выйдет на ее орбиту — будет вращаться вокруг кометы на расстоянии 25 километров, выбирая место для посадки. Затем от него отделится спускаемый аппарат, оснащенный буром для взятия проб. Анализы, измерения будут проводиться аппаратурой зонда, а результаты — передаваться на Землю. Подобного в истории еще не было. Подготовка уникальной экспедиции обошлась в полтора миллиарда долларов! Очень хочется дожить до этого, увидеть все своими глазами…

- Почему американцы выбрали для первой в мире посадки зонда на комету космическое тело, открытое вами вместе со Светланой Герасименко?

- Орбита полета этой кометы лучше всего подходила для того, чтобы до нее мог долететь космический аппарат. Он стартовал в 2004-м. «Розетта» не могла взять на борт столько топлива, сколько нужно на десять лет полета, поэтому она трижды возвращалась к Земле и один раз пролетела лишь в 250 километрах от Марса. Все это делалось для того, чтобы получить дополнительное ускорение за счет гравитационных полей этих планет.

«Нашу» комету мы со Светланой Ивановной Герасименко открыли в далеком 1969 году. Ездили тогда в специальную экспедицию по наблюдению за кометами в обсерваторию, расположенную в горах возле Алма-Аты (Казахстан). На одном из снимков обнаружили неизвестное прежде космическое тело, которое затем было названо в нашу честь.